«Феминита» подала заявление в ЦИК

Казахстанская феминистская инициатива «Феминита» решила подать заявление в Центральный избирательный комитет, чтобы отозвать кандидатуру Каракат Абден. Её программа и выступление на теледебатах 11 ноября 2022 года кандидатки в Президенты Казахстана Каракат Абден создает основу для разжигания социальной розни и нарушает Закон «О выборах в Республике Казахстан» и Конституцию РК (статьи 12 и 14). Нам как феминисткам, активисткам за права женщин тяжело наблюдать за тем, как Каракат постоянно прибегает к «традиционному образу» женщин, взывая лишь к роли матери в семье, тогда как в ней большую роль может играть и отец, и дедушка, и брат или же обычная казахская или казахстанская семья может состоять, например, только из двух однополых людей – родных сестёр, которые вместе могут воспитывать ребенка или же решают не заводить детей вовсе. Их статус семьи при этом никуда не исчезает. Эксплуатируя образ женщины Каракат Абден перекладывает ответственность за всё, что касается семьи только на девушек и женщин, которые, как вы знаете, на сегодня испытывают бремя дискриминации и нарушения прав человека. 

В настоящее время доля участия женщин в управлении делами государства так и не достигла 30 процентов [1], как было рекомендовано Казахстану Комитетом по ликвидации всех форм дискриминации ещё в 2006 году и как было отражено в национальных стратегических документах, таких как Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы [2]. Мы до сих пор не представлены на 50 процентов ни в маслихате, ни в Мажилисе Парламента, ни в Сенате. Тревожат цифры и по статистике семейно-бытового насилия — в период с 2015-го по июнь 2022 года в Казахстане ежегодно регистрировалось около 29,3 тысяч правонарушений, связанных с домашним насилием [3]. И это данные лишь ranking.kz. Если же взять информацию правозащитницы и основательницы движения «Не молчи.кз» Дины Тансари, то в день к ней могут обратиться 29 пострадавших женщин (пост в социальной сети «Фейсбук» от 22 октября 2022 года [4]) и так все 365 дней в году – это 10 585 обращений в год в среднем (!). 

С 2010 года многочисленные родственные органы Комитета комментировали гендерное насилие в Казахстане, подчёркивая широкий спектр проблем, включая отсутствие защиты и реабилитации жертв [5]; несовершенство правовых механизмов, когда разбирательства «возбуждаются только по официальным жалобам» [5]; малое количество расследований заявлений о насилии [6]; отсутствие государственных приютов для жертв домашнего насилия [6]; и отсутствие законодательства, «криминализирующего все формы насилия в отношении женщин» [7].

Учитывая и понимая такой сложный контекст, заявлять, как это делает Каракат Абден во время теледебатов [8, хронометраж 1:19:16] : 

«Девушки наши — это наша ценность, как мы их отдадим за рубеж? Предлагаю облагать большим налогом тех, кто хочет выйти замуж за иностранца» 

Такое громкое и регрессивное заявление может вызвать социальную рознь и нарушает статьи 12, параграф 5 и статью 14, параграф 2 Конституции РК [9]. Также в своей предвыборной программе Каракат вновь обращается к девушкам и женщинам, в которой она рассказывает об открытии для девушек центров реальной поддержки для их гармоничного развития. Нужно задаться вопросом, почему не предложены такие же центры и для парней и мужчин? Они не являются социальной группой и ни на что не влияют? Если так, то почему тогда они представлены в органах управления делами государства на все 90 процентов?! 

Просим рассмотреть заявление и снять кандидатуру Каракат Абден за нарушение Конституции Казахстана и Закона «О выборах», статья 29, за разжигание социальной розни [10]. 

Текст заявления отредактирован для формата сайта и подготовлен Жанар Секербаевой.

Используемые источники: 

[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36261588&pos=46;172#pos=46;172

[2] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U050001677_ 
[3] http://ranking.kz/ru/a/reviews/semejno-bytovoe-nasilie

[4] https://www.facebook.com/dina.tansari.kz

[5] United Nations Committee on Economic, Social, and Cultural Rights, Concluding Observations: Kazakhstan, UN Doc. E/C.12/KAZ/CO/1, 7 June 2010, Para 25. 

[6] United Nations Committee against Torture, Concluding Observations: Kazakhstan, UN Doc. CAT/C/KAZ/CO/3, 12 December 2014, Para 20.

[7] United Nations Committee on the Elimination of Discrimination against Women, Concluding Observations: Kazakhstan, UN Doc. CEDAW/C/KAZ/CO/3-4, 10 March 2014, Para 18.

[8] https://khabar.kz/ru/arkhiv/spetsproekty/item/144168-teledebaty-s-uchastiem-kandidatov-v-prezidenty-rk-2022

[9] Конституция Республики Казахстан. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002464_#z34

  • Share post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *