“Феминита” требует отмены списка запрещенных профессий для женщин

Казахстанская феминистская инициатива “Феминита” выступает за отмену списка запрещенных профессий для женщин. Многие казахстанцы_ки до сих пор не в курсе, что такой дискриминационный документ существует и нарушает право женщин на выбор профессий. Это не абстрация. В 2019 году в команду обратилась Алмагуль, которая рассказала свою историю работы водительницей грузовика. В этом году о ней снова писали масс-медиа.

Мы подготовили вместе с эксперткой по международному праву в области прав человека Татьяной Чернобиль справку, где представляем фактологическую информацию. Команда “Феминиты” начала адвокационную и информационную работу, мы будем делиться с вами ходом всей кампании.

Справочная информация по Списку работ, на которых запрещается применение труда женщин в Республике Казахстан с точки зрения прав человека

1) В Казахстане продолжает существовать список работ, на которых запрещается применение труда женщин.

2) Такой список является дискриминационным, нарушающим право женщин на одинаковые возможности при найме, свободный выбор профессии и рода работы, и должен быть упразднен.

3) Действующий «Список работ, на которых запрещается применение труда женщин», утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан 8 декабря 2015 года № 944 с изменениями от 13 августа 2018 года[1]. В конце августа 2020 года приказами Министра здравоохранения и социального развития и Министром труда и социальной защиты населения наименование Списка было изменено на: «Список работ, на которых ограничивается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами».

4) Контролирует исполнение Приказа (см. п. 3) министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

5) На сегодня список профессий, запрещенных для женщин, составляет 229 профессий, среди них, например, такие: «9. Газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в цехах, в закрытых емкостях (цистернах, котлах), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 метров и верхолазных работах», «27. Землекоп», «29. Каменщик», «37. Машинист бульдозера», «169. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач, занятый на верхолазных работах ремонтом высоковольтных линий электропередач», «259. Матросы всех наименований пассажирских и грузопассажирских судов (за исключением судов на подводных крыльях и глиссирующих, а также судов, работающих на внутригородских и пригородных линиях), земснарядов, землесосов и судов смешанного “река-море” плавания», «269. Водитель аэросаней».

6) По утверждению правительства список «способствует охране материнства, а также защищает здоровье женщин»[2]

7) Список принят в развитие подпункта 4 пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса Республики Казахстан: «Не допускается трудоустройство женщин на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда согласно Списку работ, на которых запрещается применение труда женщин»[3].

8) По утверждению правительства список «формируется на основании медицинских заключений научных исследовательских учреждений»[4] и, с «учетом современных производственных технологий и цифровизации»[5], периодически пересматривается. 

9) Правительство утверждает, что «в соответствии с мерами «Дорожной карты по снижению рабочих мест с вредными условиями труда до 2023 года», утвержденной в июне 2019 года правительством»[6], «работа [по пересмотру Списка] с учетом результатов аналитических исследований и позиций заинтересованных органов и организаций будет продолжена».

10) Запрет на трудоустройство женщин на определенных производствах влечет более низкую, по сравнению с мужчинами, оплату труда женщин. Женщины в Казахстане в целом получают на 32.2% меньше мужчин[7], что правительство объясняет, в частности, существующим запретом на трудоустройство женщин на определенных производствах, говоря что  «мужчины, как правило, работают в тяжелых, вредных и опасных условиях труда с высокой заработной платой, а женщины в этой же отрасли выполняют более легкие, ниже оплачиваемые работы»[8]

11) По заявлению вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Акмади Сарбасова на Универсальном периодическом обзоре (УПО) в Совете ООН по правам человека в ноябре 2019 года, «для решения вопросов низкой оплаты труда, расширены возможности доступа женщин к профессиям в рамках реализуемой в настоящее время государственной программы по вопросам занятости»[9].

12) Ограничение женщин в доступе к определенного рода работам в Казахстане ведет начало с советских времен. Впервые список «особо тяжелых и вредных работ и профессий, к которым не допускаются женщины» в СССР был принят в 1930 году постановлением Народного комиссара труда и в последующем изменялся в 1932, 1938, 1949, 1950, 1956, 1960 годах. 

13) Утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС в 1978 году «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» включал 431 профессию и в Казахстане применялся в развитие статьи 154 (смотрите сноску 10 – в разделе “Ссылки”) главы XII «Труд женщин» Кодекса законов о труде (КЗОТ) Казахской ССР 1972 года. Этим же Кодексом ограничивался труд женщин в ночное время (смотрите сноску 11).

14) Кодекс законов о труде Казахской ССР (1) действовал на территории в том числе уже независимого Казахстана до 1999 года, когда был заменен на (2) Закон о труде в Республике Казахстан, просуществовавший до 2008 года, после чего был заменен на (3) Трудовой кодекс, который в 2016 году был заменен на (4) ныне действующий Трудовой кодекс.

15) Советский «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» 1978 года незначительно дополнялся и изменялся в 1987 и 1990 годах.

16) С 1997 года в Республике Казахстан существует свой «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин», утверждаемый Министерством труда и социальной защиты населения или постановлением Правительства, который изменялся в 1999, 2005, 2007, 2011, 2015 и 2018 годах.  

17) Опубликованный 14 января 2020 года VI-ой обзор Международного банка реконструкции и развития Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон» за 2019 год[12] и охватывающий правовое положение женщин в 8 сферах жизни: мобильность, место работы, оплата, брак, материнство, предпринимательство, доходы и пенсия в 190 страновых экономик мира, отнес Казахстан к странам, где до сих пор существуют ограничения на доступ женщин к труду. Всего Казахстан набрал 72.5 баллов из 100. 

18) Всего на сегодня в 90 странах мира существует хотя бы 1 ограничение на трудоустройство женщин в той или иной отрасли или производстве. Из них в 30% стран ограничивается трудоустройство женщин на работах, считающихся опасными, тяжелыми или морально для них неприемлемыми; в 40% стран женщины ограничены в доступе к трудоустройству в определенных отраслях; и в 15% стран – в ночное время.

19) В 2019 году отказались от ограничительных списков такие страны, например, как Молдова и Узбекистан. При этом список запрещенных для женщин профессий в Узбекистане насчитывал 450 единиц. В Молдове такой список оставили лишь для беременных, кормящих и недавно родивших женщин. Ранее списки были отменены в Армении, Грузии и Украине. В Российской Федерации Министерство труда намеревается сократить свой список, насчитывающий в настоящее время 456 профессий, до 100 единиц в 2021 году.

20) В регионе Европа и Центральная Азия (смотрите сноску 13), кроме Казахстана, ограничительные списки также есть в следующих странах: Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Турция (по одному типу запрещенных работ) и Черногория.

21) Существование такого списка противоречит: положениям пунктов d и f статьи 2, подпунктов b, с и f пункта 1 статьи 11 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин[14]; статьи 6, пункта b статьи 7 и пункта b статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[15].

22) Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, заслушав последний, 5-ый, отчет Казахстана о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в октябре 2019 года, рекомендовал Казахстану «отменить список запрещенных для женщин профессий и облегчить доступ женщин к таким профессиям, а также обеспечить, чтобы любого рода ограничения применялись в индивидуальном порядке, а не в отношении всех женщин»[16].

22.1) В отношении последующей деятельности по выполнению заключительных замечаний Комитет также просил Казахстан представить в течение двух лет письменную информацию о мерах, принятых для выполнения данной рекомендации[17].

23) В ходе рассмотрения 2-го периодического доклада Казахстана о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в марте 2019 года Комитет ООН об экономических, социальных и культурных правах рекомендовал Казахстану «рассмотреть другие формы правовой защиты женщин в отношении гигиены и безопасности труда как потенциально более эффективные по сравнению с полным запретом на доступ к определенным профессиям»[18]. В этой связи Комитет также рекомендовал Казахстану «обеспечить дальнейшее сокращение разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами, в том числепутем расширения доступа женщин к равным возможностям в области занятости, в том числе в нетрадиционных для них областях»[19].

24) В результате Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека в ноябре 2019 году, в части именно списка запрещенных для женщин работ, Казахстану были предложены 3 рекомендации: «отменить список запрещенных для женщин профессий и гарантировать всем женщинам и лицам всех гендеров равный доступ ко всем профессиям (Гондурас)»[20], «ликвидировать любые формы ограничения профессионального выбора для женщин (Исландия)»[21] и «отменить запрет на трудоустройство женщин в сферах, в которых запрещается применение труда женщин (Канада)»[22].

24.1) Все три рекомендации были поддержаны делегацией Казахстана на 43-сессии Совета ООН по правам человека 12 марта 2020 года.

25) Комитет Международной организации труда (МОТ) По применению конвенций и рекомендаций в результате оценки соблюдения Казахстаном Конвенции № 111 МОТ Относительно дискриминации в области труда и знаний («Конвенция») (смотрите сноску 23) в 2017 году[24], комментируя выполнение Казахстаном статей 1 и 2 этой Конвенции[25], напомнил, что у женщин должно быть право свободно искать и получать любую специальность или профессию, и что всякое «недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на специфических требованиях таковой», допустимое в рамках пункта 2 статьи 1 Конвенции, должно основываться на объективных обстоятельствах, без отсылки к стереотипам и негативным предрассудкам о роли мужчин и женщин.

25.1) Комитет тогда настоятельно рекомендовал Казахстану: «Предпринять необходимые шаги по гарантированию равных возможностей и равной защиты здоровья и безопасности и мужчин и женщин и пересмотреть существующий список запрещенных для женщин профессий с тем, чтобы охранные меры в части трудоустройства женщин были ограничены интересами охраны материнства в строгом смысле слова и не основывались на стереотипах о способностях женщин и их роли в обществе и семье». Комитет также рекомендовал правительству Казахстана наладить консультирование организаций работников и работодателей в этом вопросе.

26) В начале августа 2020 г. Уполномоченная по правам человека («УПЧ») в Республике Казахстан Эльвира Азимова обратилась с официальным письмом к президенту страну К. Токаеву с инициативой[26] исключить из Трудового кодекса РК норму об ограничении женского труда в рамках тяжелых, вредных и опасных видов работ. Вместе с тем, сообразуясь с интересами защиты материнства, отцовства и детства и конституционных гарантий охраны здоровья (включая репродуктивное здоровье), Э. Азимова предложила расширить перечень медицинских противопоказаний для всех в рамках вредных условий труда.

27) В качестве аргументов необходимости обеспечить доступ женщин  к профессиям по своему выбору, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в своем мнении[27] по сообщению № 60/213 «Светлана Медведева против Российской Федерации» от 25 февраля 2016 г., в котором рассматривался вопрос ограничения доступа автора к профессии (в её случае, моториста-рулевого), установив нарушение Российской Федерацией положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, привёл следующие[28]:

27.1) «Отказ автору в трудоустройстве на основании общего положения законодательства представляет нарушение ее прав на одинаковые возможности при найме и свободный выбор профессии и рода работы».

27.2) «Введение такой законодательной нормы отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста».

27.3) «Положения [законодательства], касающиеся защиты лиц, работающих в опасных или трудных условиях, должны быть направлены на охрану здоровья и безопасности на рабочих местах как мужчин, так и женщин с учетом гендерных различий, обусловливающих наличие специфических рисков для здоровья».

27.4) «В соответствии с положениями [пункта 1.f статьи 11 совместно со статьями 2 и 3 Конвенции] государство-участник обязуется обеспечить мужчинам и женщинам равные меры защиты репродуктивных функций и создать безопасные условия труда во всех областях профессиональной деятельности, вместо того чтобы вводить запреты на использование труда женщин на определенных видах работ и оставлять решение вопроса о создании безопасных условий труда на усмотрение работодателя. В тех случаях, когда государство-участнику нужно отклониться от описанного выше принципа, ему необходимо располагать серьезными медицинскими и социальными данными, свидетельствующими о необходимости обеспечения защиты беременности и материнства или иных гендерных факторов.

27.5) «принятие перечня [запрещенных для женщин профессий] противоречит обязательствам государства-участника Конвенции, поскольку устанавливает разное обращение применительно к мужчинам и женщинам, никоим образом не способствует трудоустройству женщин и основано на дискриминационных стереотипах».

28) В своих рекомендациях по этому делу Комитет предложил[29]:

28.1) «периодически пересматривать и вносить изменения в ограничительный перечень специальностей и отраслей […], с тем чтобы он включал лишь ограничения, необходимые для охраны материнства в строгом смысле этого понятия и создания особых условий для беременных женщин и кормящих матерей, и не затруднял доступ женщин к видам занятости и получению вознаграждения в силу гендерных стереотипов»; и  

28.2) «после сокращения ограничительного списка специальностей и отраслей поощрять и упрощать трудоустройство женщин в ранее запрещенных областях профессиональной деятельности путем улучшения условий труда и принятия надлежащих временных специальных мер».

29) Считаем наличие в современном Казахстане списка работ, на которых запрещается применение труда женщин, изжившим себя проявлением патерналистского отношения к женщине как к, исключительно, матери, и в соответствие с требованиями ратифицированных Казахстаном Конвенции по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, требуем отмены такого списка, что позволит женщинам самостоятельно решать, какой труд считать для себя приемлемым. 


Ссылки:

[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35844164    

[2] Подпункт f к пункту 1 статьи 11 «Занятость» Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) Пятого периодического доклада о выполнении КЛДЖ, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года № 89: https:// egov.kz/cms/ru/law/list/P1800000089.

[3] Трудовой кодекс Республики Казахстан с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2020 года: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38910832

[4] Ответы Казахстана на перечень тем и вопросов в связи с рассмотрением Пятого периодического доклада Казахстана о выполнении КЛДЖ. См. ответ на вопрос №18: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%252FPPRiCAqhKb7yhsglff%252FiazrVw%252BcyfdY9GxZ7jWkrPL8NBAS219PGHwyXtZHmL8oYsT8780gv2F0GxhqZhgrRxeMWAtO%252BwzaPs4%252FWNNIUiwUjilTfO4p0EE%252FdEGVzJoEZGJxHbGc2Fm4YT8w%253D%253D.

[5] Там же.

[6] С 02:11 ч. веб-трансляции на http://webtv.un.org/search/kazakhstan-review-34th-session-ofuniversal-periodic-review/6101494599001/?term=upr%20kazakhstan&sort=date&page=5 .

[7] См. 4 выше.

[8] Там же.

[9] См. 6 выше.

[10] Статья 154 Работы, на которых запрещается применение труда женщин. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утверждается в порядке, установленном законодательством. Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (курсив авт).

[11] Статья 155 Ограничение труда женщин на работах в ночное время. Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры.

[12] https://wbl.worldbank.org/ (только на англ.)

[13] За исключением стран ОЭСР.

[14] Ратифицирована законом Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 248 https:// tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/ mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-Z980000248_/.

[15] Ратифицирован законом Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года № 87-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010755#pos=1;-13.

[16] Рекомендация 38.d Заключительных замечаний по пятому периодическому докладу Казахстана: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fKAZ%2fCO%2f5&Lang=en.

[17] Там же. Рекомендация 53.

[18] Рекомендация 24. Заключительных замечаний по второму периодическому докладу Казахстана: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=4slQ6QSmlBEDzFEovLCuWzkLn5QA2sHMzcgILbdGh1o%2bE7e9LVeibvxLDw2%2fH%2fjPni2eASbE%2fkqC Dqg6MHosDf%2fzwlOqQBsUyhU%2b0iuRtbaaztjlvI%2b3Dlpu9o2nAW1Z

[19] Там же. Рекомендация 26.

[20] Рекомендация 139.139 Доклада Рабочей группы Совета ООН по правам человека по Универсальному периодическому обзору: https://undocs.org/en/A/HRC/43/10 (англ.).

[21] Там же. Рекомендация 139.186.

[22] Там же. Рекомендация 139.209.

[23] Ратифицирована Казахстаном 20 июля 1999 г.

[24] https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:13100:0::NO::P13100_COMMENT_ID:3298729 (англ.).

[25] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011035#pos=7;-37

[26] https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman/press/news/details/ombudsmen-prizvala prezidenta-rk-uravnyat-trudovye-prava-muzhchin-i-zhenshchin?lang=ru

[27] Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (шестьдесят третья сессия) в отношении Сообщения № 60/2013: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2fPPRiCAqhKb7yhsqJ5r9k%2bGtmWwpfPY20wmXVgJ%2bKtP%2fjGWPdm%2ficwEvCUvCDifZtRRL3XoaymGKsioO%2fqFuWWyu8LvvwlMn5Q6%2baZDmIEMh5HZ7JAm99LkOm%2bO%2bdmlWo%2bOF7joaChzeSMOQ%3d%3d.

[28] Там же.

[29] Там же.

При перепечатке, цитировании, упоминании Справки по запрещенным профессиям для женщин ссылка на Казахстанскую феминистскую инициативу “Феминита” обязательна.

Иллюстрация Дарьи Мороз

  • Share post

One comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *