Метель: мясо и матка

8 декабря, около пяти вечера, мы с Жанар Секербаевой вышли подышать свежим воздухом из аэропорта Астаны. Перед выходом Жанар сказала, что на улице метель. Уже давно стемнело — из-за перехода на единый часовой пояс темнота наступает рано. И в этот момент мне вспомнилась песня «Метель».

После выборов 2021 года, в тот холодный день 10 января, я стояла в кетлинге вместе с гражданскими активистами почти восемь часов. Среди нас была Айгерим Тілеужан. Мы были вынуждены справлять нужду прямо на улице — перед молодыми мужчинами в чёрном и в масках, которые не выпускали нас даже в туалет.

Несколько общественных деятелей и ректоров алматинских вузов пришли выразить свое недовольство нами и поддержать городские власти. Они привезли с собой динамики и снова и снова крутили несколько песен. Активисты говорили, что это была своеобразная пытка — слушать одни и те же композиции, в том числе и «Метель» в исполнении Димаша Құдайбергенова. В 1986 году операция по подавлению молодёжных демонстраций в Алматы в декабрьские дни получила название именно «Метель».

Мы с Жанар, вспоминая всё это, напели пару строк в сторисе инстаграм @feminita_kz:

Опять метель: и мается былое в пустоте…
Опять метель: две Вечности сошлись в один короткий день…

Так мы обратили внимание на непопулярное и авторитарное решение правительства о переводе времени, которое фактически укоротило наш день.


Правительство Казахстана регулярно принимает непопулярные и порой вредные для граждан законы, положения и порядки. Один из них — поправки о «ЛГБТ-пропаганде», против которых мы сейчас боремся.

Зададимся вопросом: чего добивается авторитарная власть в любом государстве? Она стремится к тому, чтобы народ не требовал участия в распределении ресурсов — прав, богатства, власти. В Казахстане рождаемость в последние десятилетия была высокой, а значит, сегодня много молодых людей 18–25 лет. Как авторитарному режиму предотвратить неизбежное стремление этой современной, информированной молодёжи участвовать в политической жизни?

Сегодня молодёжь получает информацию не только из школы, которую государство может контролировать. Нашим молодым доступны те же знания, что и их ровесникам из Непала или любой другой страны.

Казахская молодёжь была непокорной и до интернета, несмотря на пережитые геноциды, войны, ядерные испытания, эксперименты и колонизацию. Вспомним сопротивление участию в Первой мировой войне; марш «Менің Қазақстаным» в Целинограде против передачи северных земель России; декабрьские события 1986 года — Желтоқсан, подавленные операцией «Метель». Во время Қанды қаңтар мы снова увидели молодёжь, кричащую «Шал, кет!» — феминистский лозунг против патриархата.


Сегодня, похоже, наше правительство судорожно пытается повторять методики Кремля по уничтожению самой концепции прав человека. В 2013 году Россия приняла поправки против «ЛГБТ-пропаганды» — этот шаг стал началом разрушения соглашений о соблюдении Всеобщей декларации прав человека, принятой после мировых войн, унёсших миллионы жизней.

Авторитарные власти всегда стремились либо физически уничтожать молодёжь, либо превращать её в инструмент для продления собственной власти. Но сегодня им мешает обязательство соблюдать права человека. Значит, остаётся уничтожить саму эту концепцию, а молодёжь — отправить убивать друг друга.

Так закончилась молодёжь во многих республиках в составе РФ. Президент России назвал молодёжь Казахстана и Узбекистана «ресурсом». В условиях полномасштабной войны против Украины такой «ресурс» нужен не для развития демократической республики — он нужен как «мясо». Молодые женщины — как «матки», производящие всё новое «мясо» для имперских амбиций.


Поэтому можно утверждать, что борьба с «ЛГБТ-пропагандой» — нонсенс, используемый как популистская идея для объединения большинства.

Метод объединять людей вокруг ненависти к «козлам отпущения» — ЛГБТИК-сообществу — использовали и западные правые силы. Партии, продвигавшие законы против трансгендерных людей, получали политические очки. Законы принимались. В США десятки трансгендерных людей исключили из соревнований, было введено около 500 ограничительных норм.

Народ ненавидел ЛГБТИК-людей день, ненавидел два. Но на третий день человеку хочется поесть, поспать, жить нормально, купить жильё, создать семью, рожать детей. И тут выясняется, что купить дом — почти невозможно, система здравоохранения не даёт гарантий, а ресурсов всё меньше. Неужели нам действительно предлагается выход — убивать друг друга из-за нехватки ресурсов для восьми миллиардов людей?


Феминистки предлагают другой путь. Патриархальная иерархия рушится, мировая сеть — горизонтальна, и молодёжь питается горизонтальными феминистскими идеями инклюзии и интерсекциональности.

Если необходимо снижать нагрузку на ресурсы, это не должно стоить миллионов молодых жизней, как в мировых войнах до принятия Всеобщей декларации прав человека. Именно женщины, родившие этих восемь миллиардов людей, должны решать вопросы репродукции и распределения ресурсов.

Мы призываем молодых мужчин не позволять превращать себя в мясо.
Мы призываем молодых женщин не позволять превращать себя в матку.
Мы призываем всех — любить и уважать себя, друг друга, подругу подруги, стремиться к счастью и справедливости.

Пусть метель остаётся лишь природным явлением нашей матушки Земли, а не символом подавления нашей свободы, радости и жизни.


Фото: из bureau.kz

  • Share post

Со-основательница Казахстанской феминистской инициативы "Феминита", правозащитница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *