Несмотря ни на какие преграды 2025 года — режим Трампа и давление российской политики против прав человека, нападения титушек во главе Балтабаевой, дезинформационные кампании против “Феминиты” (привет секс-игрушкам!), doxing, правый поворот нашего правительства — мы добиваемся новых побед! Гүлзада Сержан от команды Казахстанской феминистской инициативы “Феминита” выступила с кратким заявлением по нарушениям прав ЛБКТ в Казахстане — именно по гражданским и политическим правам. Каждые 8 лет Казахстан обязан отчитываться по МПГПП перед Комитетом по правам человека на 144-сессии, поскольку мы являемся государством, которое ратифицировало не только этот значимый пакт, но и многие другие (например, Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин).
Благодаря выступлениям активисток и правозащитниц членкиням_нам Комитета удаётся задать точечные и острые вопросы делегации Казахстана, которые касаются прав ЛГБТИК, петиции против так называемой “пропаганды ЛГБТ”, антидискриминационного законодательства, доступа к медицинским сервисам транслюдей и т.д. На вопросы отвечали представители_ницы разных министерств, ведомств. Увы, их ответы часто оставались без конкретики. Интересно, что посолка по особым поручениям Министерства иностранных дел РК Алуа Надиркулова в этот раз не позволила себя газлайтинг в сторону Жанар Секербаевой. Помнится, как она ответила на вопрос Жанар по поводу 10 суток административного ареста, штрафов и давления на лесбиянок, феминисток. Во всем, как оказалось, была виновата Жанар.
Вернёмся к интервенции «Феминиты». Своё трехминутное выступление Гүлзада Сержан начала со слов:
“Я 52-летняя лесбиянка, феминистка, и меня никогда не пускали в политику в Казахстане, потому что двери политических партий закрыты для таких женщин, как я. Более того, за мою и других женщин попытку принять участие в выборах, собраниях или мирных митингах мы получили наказание от государства. Нет эффективной политики по соблюдению закона о гендерном равенстве, включая требование к политическим партиям улучшить положение женщин для сбалансированного представительства”.
Отсутствие национального плана действий по обеспечению гендерного равенства привело к резкому снижению представительства женщин в парламенте до 19,4% в 2023 году.В марте 2023 года Жанар Секербаева баллотировалась в качестве кандидатки в маслихат города Алматы. Я сама была её доверенным лицом на выборах. На тот момент у неё был зарегистрированный законный статус для участия на выборах. Но спустя 2 года, в марте 2025 года, видеозаписи с политической кампании были использованы в качестве доказательств против неё и меня, чтобы выдвинуть обвинения против нашего руководства незарегистрированного общественного объединения — что было абсурдом! Аналогичное наказание применяется к другим женщинам, если они пытались зарегистрировать политическую партию, провести мирное собрание или мирные митинги. Этот пример подчёркивает барьеры, с которыми сталкиваются женщины даже на местных уровнях управления. В течение нескольких лет мирные шествия и митинги 8 марта, Международного женского дня, систематически запрещаются во всех городах по всему Казахстану.
Женщины ЛБКТ сталкиваются с двойным исключением. «Фемините» отказывали в регистрации как общественному фонду более 15 раз. 2024 год был трудным для сообщества ЛГБТК+ в Казахстане: в соответствии с Законом о наставничестве и безопасности детей представителям ЛГБТК+ было запрещено работать с детьми в детских домах — дискриминационная мера, которая закрепляет гомофобию в законе. Кроме того, Министерство культуры РК частично поддержало петицию о запрете так называемой «пропаганды ЛГБТ», которая не посылает нашему сообществу ничего, кроме подавляющего послания от государства.


В альтернативном отчёте мы подготовили 10 рекомендаций, которые обращаем нашему правительству. Для полного понимания приводим их все (в своём ограниченном по времени выступлении Гүлзада Сержан зачитала только две из 10):
- Государству-участнику следует принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, основанное на передовой практике, которое включает прямую и косвенную дискриминацию и охватывает все запрещённые основания дискриминации, включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность (СОГИ).
- Государству-участнику следует пересмотреть и отменить все дискриминационные положения по признаку СОГИ из национального законодательства, включая положения о «содомии» и «лесбиянстве» в статьях 121, 122, 123 Уголовного кодекса.
- Государству-участнику следует гарантировать благоприятную среду для организаций гражданского общества и правозащитниц, занимающихся отстаиванием и защитой прав ЛБКТ (лесбиянки, бисексуалки, квир и трансженщины), в том числе путем обеспечения функциональной и удобной процедуры регистрации общественных фондов/объединений.
- Государству-участнику следует гарантировать право на свободу собраний феминисток и ЛБКТ, разрешив им проводить мирные собрания и женские феминистские марши на практике без дискриминации по признаку СОГИ.
- Государству-участнику следует отказаться от любых будущих попыток принять и (или) повторно ввести законодательство, запрещающее так называемую «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации», которое препятствует праву на свободу выражения мнений женских групп ЛБКТ.
- Государству-участнику следует предпринять все необходимые шаги для (1) предотвращения и борьбы с преступлениями на почве ненависти по признаку СОГИ, (2) принятия адаптированных правовых мер защиты ЛБКТ-женщин от нападений и преследований и (3) обеспечения их равного доступа к правосудию и эффективным средствам правовой защиты.
- Государству-участнику следует принять Стратегию гендерного равенства с временной специальной мерой — 50%-ной квотой для женщин-кандидаток на выборах в местные советы и в нижнюю палату парламента до 2030 года, отдельно от молодых кандидатов с ограниченными возможностями и любых других групп.
- Государству-участнику следует принять Стратегию гендерного равенства с временной специальной мерой в размере 50% для женщин-кандидаток на выборах или назначениях президентом_кой на должности акимов_к и министров_рок до 2030 года.
- Внести поправки в статью Закона о равных возможностях для женщин и мужчин, включив в неё требование принимать план каждые 4 года, определить меры по содействию более сбалансированному представительству женщин и мужчин в органах партии, в списках кандидатов на выборах в местные советы (маслихаты), нижнюю (Мажилис) и верхнюю (Сенат) палаты Парламента, а также на выборах Президента_ки Республики Казахстан.
- Внести поправки в статью о нарушении равенства людей и граждан (статья 145) Уголовного кодекса, чтобы прямо и отдельно включить «сексуальную ориентацию» и «гендерную идентичность» в качестве защищённых характеристик.
Для команды «Феминита» Международный пакт о гражданских и политических правах — особенный. МПГПП знаменует первую нашу адвокационную интервенцию и победу! Именно тогда Жанар Секербаева смогла подготовить альтернативный отчёт вместе с Татьяной Чернобиль и с трансгендерной инициативой «Алма-Ткью». Тогда это был первый опыт вместе с волнением, тревогами и переживанием за то, как мы выступим, что принесёт международная адвокация. Мы добились отличного результата и получили тогда такие рекомендации (весь текст заключительных замечаний здесь):
Равенство и недопущение дискриминации
9. Комитет обеспокоен тем, что существующая антидискриминационная правовая база неправильно определяет дискриминацию, не обеспечивает эффективные средства защиты жертвам дискриминации. Комитет также обеспокоен сообщениями о дискриминации и насилии в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, о недостаточной защите, предоставляемой ЛГБТ в рамках существующей нормативно-правовой базы, а также о жестких условиях, устанавливаемых для операций по изменению пола (ст. 2 и 26).
10. Государству-участнику следует обеспечить, чтобы его антидискриминационный правовая база: (а) прямо перечисляла сексуальную ориентацию и гендерную идентичность в качестве запрещенных оснований для дискриминации; (b) обеспечивала адекватную и эффективную защиту от всех форм дискриминации, в том числе в частной жизни; (c) запрещала прямую, косвенную и множественную дискриминацию в соответствии с положениями Пакта и другими международными стандартами в области прав человека; (d) обеспечивала доступ к эффективным и надлежащим средствам правовой защиты для жертв дискриминации. Государству-участнику следует также обеспечить, чтобы ни одна из форм дискриминации и насилия в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности не допускалась, и что такие случаи надлежащим образом расследовались и были санкционированы. Необходимо пересмотреть процедуры с операциями по смене пола с целью обеспечения их совместимости с положениями Пакта.
В 2025 году благодаря нашей не менее интенсивной адвокации мы смогли добиться того, что члены_кини Комитета по МПГПП озвучили очень хорошие вопросы (спасибо Лоуренсу Хелферу), включающие СОГИ и ЛГБТИК (это можно смотреть на UN Webtv). На них отвечал вице-министр Евгений Кочетов, которому после сессии пожала руку Гүлзада Сержан. Этот жест не просто жест приветствия, но и знак того, что государство не должно ставить в оппозицию себе никакую из социальных групп. Мы — ЛБКТ-женщины законопослушны и платим налоги, поэтому мы вносим вклад в развитие в общества. Искать в нас врагов или иноагентов_к бессмысленно. И когда мы видим, что государство придерживается законов, или же занимает позицию, как было во время рассмотрения петиции против «пропаганды ЛГБТ» (на примере Министерства иностранных дел), то мы должны признать, что нас слышат и поблагодарить за приверженность правам женщин, правам человека. Мы надеемся, что МПГПП даст отличные рекомендации Казахстан и мы добьёмся включения СОГИ и ЛГБТИК в законодательство Казахстана!
Гүлзада Сержан также посетила мероприятие, где принималось решение о продлении мандата независимого спецдокладчика по СОГИ (решение принимается каждые три года). И хотя в этом году Казахстан не голосовал за продление или непродление, в 2022 году мы сделали все усилия, чтобы наша страна не голосовала против. Кыргызстан в этом году не проголосовал против, но и, к сожалению, не за, как Куба! Что же, надеемся наши центрально-азиатские страны дойдут до того момента, скажем так созреют, когда голосование будет за любые инициативы, поддерживающие права ЛГБТИК! В 2025 году Совет по правам человека проголосовал за продление мандата по СОГИ с 29 голосами за, 15 — против и 3 — воздержались. Поздравляем всех нас!

Мы продолжаем адвокационную работу и мониторинг прав ЛБКТ, а также пристально наблюдаем за процессами по исследованию о так называемой «пропаганды ЛГБТ» (они, к сожалению, не открытые). По словам Кочетова, оно идёт и когда будет завершено, министерство снова создаст рабочую группу с тем же составом, что была на слушаниях в 2024 году. Это значит — нам предстоит снова бороться за наши права.
Фото Анар Ибраевой @panadefenders, Гүлзады Сержан.