Казахстанская феминистская инициатива «Феминита» («Феминита») выступила с альтернативным докладом на 74-сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ или Комитет), подготовленный совместно с трансгендерной инициативой «Alma-TQ».
В докладе были представлены рекомендации и информация по Списку вопросов Комитета, в том числе о стереотипах и пагубных практиках, гендерном насилии в отношении ЛБКТ женщин, участии женщин в политической и общественной жизни и здоровье ЛБКТ-женщин (лесбиянки, бисексуалки, квир- и трансгендерные женщины).
В рамках брифингов Комитета с неправительственными организациями и серии вопросов-ответов “Феминита” также ответила на вопросы КЛДЖ в отношении: (1) необходимости принятия антидискриминационного законодательства, включающего сексуальную ориентацию и гендерную идентичность (СОГИ) в качестве защищаемого признака, (2) отмены требования Семейного Кодекса о «хирургическом изменении пола» и принудительной стерилизации для юридического признания гендера; (3) практических препятствий в осуществлении права на свободу собраний и объединений ЛБКТ инициатив и отказов в их регистрации. Ответы также охватили вопросы Комитета, касающиеся: (4) участия женщин в политике и на уровнях принятия решения, (5) Списка запрещенных профессий для женщин и (6) реализации Конвенции в национальном законодательстве и ее использования в национальных судах.
По итогам сессии 11 ноября 2019 года Комитет опубликовал следующие Заключительные замечания по СОГИ по пятому периодическому обзору Казахстана.
Нормативно-правовые рамки и определение дискриминации
12. Комитет рекомендует государству-участнику:
a) принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство и ввести меры по запрещению прямой и косвенной дискриминации, а также перекрестных форм дискриминации в общественной и частной сферах, включив в них все признанные на международном уровне запрещенные основания для дискриминации в отношении женщин;
Доступ к правосудию и правовым механизмам рассмотрения жалоб
14. Комитет рекомендует государству-участнику:
b) обеспечить, чтобы статья 145 Уголовного кодекса охватывала перекрестные формы дискриминации, такие как дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, и обеспечивать, чтобы все женщины, включая женщин из групп, находящихся в неблагоприятном положении (см. пункт 48 ниже), были осведомлены об этом положении и других средствах правовой защиты, которые они могут использовать в случае нарушения их прав, и чтобы они имели реальный доступ к юридической помощи и могли добиваться удовлетворения своих требований и компенсации;
Организации гражданского общества
17. Комитет […] выражает обеспокоенность тем, что сотрудничество государства-участника с гражданским обществом в целом носит ограниченный характер, а также в ряде случаев феминистским организациям, отстаивающим права женщин и права лесбиянок, бисексуалок, трансгендерных женщин и интерсекс людей, было отказано в регистрации по причине несоблюдения «духовно-нравственных ценностей, культуры, авторитета и роли семьи», как говорится в одном из таких решений. В этой связи Комитет отмечает также, что концепция развития гражданского общества на период до 2025 года все еще находится на рассмотрении.
18. Комитет рекомендует государству-участнику воспользоваться возможностями, которые открывает предстоящее утверждение концепции развития гражданского общества на период до 2025 года, с тем чтобы:
a) расширить сотрудничество с организациями гражданского общества, в частности с организациями, которые занимаются правами женщин, с целью обеспечить их активную роль в деле улучшения положения женщин и их реальное участие в выработке политики и правотворческой деятельности;
b) пересмотреть Закон «О благотворительности» с целью упразднить чрезмерные ограничения в отношении регистрации организаций гражданского общества и обеспечить, чтобы такие организации, включая феминистские организации, отстаивающие права женщин и права лесбиянок, бисексуалок, трансгендерных женщин и интерсекс людей, имели возможность осуществлять свои права на свободу выражения мнений, свободу собраний и свободу ассоциации без неоправданного вмешательства.
Гендерное насилие в отношении женщин
25. Комитет с обеспокоенностью отмечает следующее:
h) женщины с инвалидностью, в частности те, которые живут в специализированных учреждениях, подвергаются принудительной стерилизации и принудительному прерыванию беременности; женщины, занимающиеся проституцией, подвергаются насилию со стороны полиции; обязательным условием юридического признания половой принадлежности трансгендерных женщин является хирургическое изменение пола; и доступ жертв этих форм гендерного насилия к правосудию ограничен.
26. Ссылаясь на свою общую рекомендацию № 35 (2017) о гендерном насилии в отношении женщин, предназначенную для обновления общей рекомендации № 19, Комитет рекомендует государству-участнику:
i) обеспечить криминализацию принудительной стерилизации и принудительного прерывания беременности и привлекать к уголовной ответственности лиц, совершающих такие деяния, отменить де-юре и де-факто требование о хирургическом изменении пола, выявить и устранить препятствия для доступа жертв к правосудию в сельских и городских районах и обеспечить, чтобы все жертвы имели доступ к эффективному возмещению, включая компенсацию;
Группы женщин, находящихся в неблагоприятном положении
47. Комитет обеспокоен сообщениями о том, что женщины с инвалидностью, лесбиянки, бисексуалки, трансгендерные женщины, интерсекс люди, беженки, женщины, ищущие убежища, женщины без гражданства и женщины с неопределенным гражданством по-прежнему подвергаются многочисленным и перекрестным формам дискриминации.
48. Комитет рекомендует государству-участнику:
b) в отношении лесбиянок, бисексуалок, трансгендерных женщин и интерсекс людей:
i) пересмотреть законодательство, включая пункт 13 статьи 257 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», с целью исключить требование о необходимости хирургического изменения пола для юридического признания гендера;
ii) обеспечивать учет потребностей трансгендерных женщин в политиках в области здравоохранения и в рамках программы по ВИЧ;
iii) криминализировать преступления, мотивированные сексуальной ориентацией и/или гендерной идентичностью, выделив их в отдельные преступления, и рассмотреть вопрос о том, чтобы такой мотив совершения преступления («сексуальная ориентация и гендерная идентичность») признавался отягчающим обстоятельством;
iv) внести изменения в статьи 121–123 Уголовного кодекса, с тем чтобы исключить из них упоминание о лесбиянстве;
v) расследовать сообщения об угрозах и шантаже в отношении лесбиянок, бисексуалок, трансгендерных женщин и интерсекс людей и сообразно обстоятельствам преследовать виновных в судебном порядке и привлекать их к ответственности;
vi) обеспечивать, чтобы лесбиянки, бисексуалки, трансгендерные женщины и интерсекс люди не подвергались судебному преследованию лишь на основании их реальной или предполагаемой сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
Комитет также сделал ряд рекомендаций в отношении участия женщин в политической и общественной жизни, занятости, а также применимости Конвенции в национальном законодательстве и судопроизводстве.
Применимость Конвенции
10. Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить применимость Конвенции в свете поправок к Конституции, принятых в 2017 году, и обеспечивать, чтобы на положения Конвенции можно было ссылаться в рамках всех видов судебных разбирательств в отношении прав женщин. Он рекомендует государству-участнику инкорпорировать Конвенцию в национальное законодательство, расширять возможности работников судебных органов и юристов для применения Конвенции и повышать степень информированности общественности, в частности женщин, о том, как можно ссылаться на ее положения. Кроме того, Комитет настоятельно призывает государство-участник согласовать свое законодательство о применимости международных договоров.
Участие в политической и общественной жизни
30. [Комитет] рекомендует также государству-участнику:
а) пересмотреть Концепцию семейной и гендерной политики с целью установить 50-процентную квоту представленности женщин во всех сферах жизни;
b) ввести меры поощрения политических партий за назначение женщин на руководящие должности и в руководящие органы в своих партийных структурах, а также за дополнительное привлечение внимание к кандидатурам женщин в ходе избирательных кампаний;
e) принять эффективные меры для устранения региональных различий в плане представленности женщин в политической жизни, в том числе путем поощрения их активного участия в политике;
f) улучшать осведомленность политических лидеров и широкой общественности о том, что полное, равноправное, свободное и демократическое участие женщин наравне с мужчинами в политической и общественной жизни является необходимым условием для полного осуществления прав человека женщин.
Занятость
38. [Комитет] рекомендует также государству-участнику:
c) ликвидировать как горизонтальную, так и вертикальную профессиональную сегрегацию и гендерный разрыв в оплате труда, для чего в том числе регулярно пересматривать ставки заработной платы, а также провести исследование для оценки воздействия новой системы оплаты труда на женщин;
d) отменить список запрещенных для женщин профессий и облегчить доступ женщин к таким профессиям, а также обеспечить, чтобы любого рода ограничения применялись в индивидуальном порядке, а не в отношении всех женщин.
В рамках фоллоу ап процедуры Комитет призвал Казахстан предоставить в течение двух лет информацию о выполнении им рекомендаций, изложенных в пунктах: 26 (i) об отмене обязательной процедуры по «хирургическому изменении пола» на законодательном уровне и на практике и 38 (d) об отмене Списка запрещенных специальностей для женщин и обеспечении доступа к трудоустройству женщин по этим специальностям.
Напомним, что в марте этого года “Феминита” успешно представила теневые доклады на пре-сессии Комитета.
Выражаем благодарность за поддержку IWRAW Asia Pacific, COC Netherlands и ILGA World в лице Ксении Кириченко.
Айгерим Камидола
Фото предоставлены IWRAW Asia Pacific
1 comments
[…] нового поколения правозащитников” на основе совместной адвокационной работы в Комитете по ликвида… (КЛДЖ) и локальных […]