2 июля 2018 года был подписан Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Причем, данное событие не освещалось СМИ, не обсуждалось публично экспертами_ками. Когда информация о готовящемся проекте Министерства информации и коммуникации РК стала известна правозащитникам_цам, они стали бить тревогу. Методика возрастной классификации информационной продукции позволяла дискриминировать по признаку СОГИ (сексуальная ориентация, гендерная идентичность).
Группа правозащитников_ниц из разных инициатив и организаций, куда входили «Феминита», АлмаTQ, Бюро по правам человека и соблюдения законности, «Интерньюс» и другие, встретились 5 октября 2018 года и решили написать два письма с обращениями на данную проблему в Министерство юстиции и Министерство иностранных дел от имени сопредседателя КСО ДПЧИ Евгения Жовтиса. В результате были подготовлены три письма, включая письмо Уполномоченному по правам человека в Казахстане Аскару Шакирову. Содержание писем были следующими:
На прошедшем 8 февраля 2018 года организационном заседании Консультативно-совещательного органа “Диалоговая площадка по человеческому измерению” при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, открывающем очередной год функционирования этой важной площадки для диалога представителей государственных органов и гражданского общества по острым вопросам развития демократии, укрепления верховенства прав и соблюдения прав человека в нашей стране, Министр инорстранных дел отметил в качестве основных трендов на ближайшие годы борьбу за права женщин, детей, а также усиление внимания к соблюдению прав ЛГБТ, трендов, важных и для Казахстана, и приоритетных для Организации Объединенных Наций.
В 2016 году Комитет ООН по правам человека представил свои Заключительные замечания ко Второму периодическому докладу РК о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах и рекомендовал Казахстану обеспечить антидискриминационную правовую базу с прямым включением сексуальной ориентации и гендерной идентичности в качестве запрещенных оснований для дискриминации, обеспечить адекватную и эффективную защиту от всех форм дискриминации, в том числе в частной жизни; Казахстану рекомендовано также обеспечить, чтобы ни одна из форм дискриминации и насилия в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности не допускалась, и что такие случаи надлежащим образом расследовались и были санкционированы. [Заключительные замечания по Второму периодическому докладу Казахстана Комитета ООН по правам человека от 11 июля 2016 года №CCPR/C/KAZ/CO/2. Рекомендация 10].
Также с 2015 года был проведен ряд исследований международных и национальных правозащитных организаций с целью выявления правовой и социальной ситуации ЛГБТ-людей в Казахстане:
- HRW “И тогда я осознала, что я — никто. Атмосфера страха среди представителей ЛГБТ в Казахстане” (2015),
- Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности «Предварительный обзорный доклад об отдельных аспектах неравенства и дискриминации в Республике Казахстан» (2015),
- Article 19 “Не провоцируйте, не создавайте проблем. Цензура и самоцензура в ЛГБТ сообществе Казахстана”(2015),
- Казахстанская феминистская инициатива “Феминита” “Оценка потребностей ЛБК-женщин в Казахстане” (2016),
- ОО “Лабрис”, “Кыргыз индиго”, Alma-TQ “Оценка потребностей трансгендерных людей в Центральной Азии” (2016),
- Amnesty International “Менее равные. ЛГБТИ правозащитники в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане” (2017).
В ходе данных исследований был выявлен высокий уровень гомофобии и трансфобии в Казахстане, как в обществе, так и в СМИ, и государственных структурах, определены проблемы и нужды представителей ЛГБТ в Казахстане, выявлены дискриминационные нормативные правовые акты и даны рекомендации государству по принятию комплексного законодательства по борьбе с дискриминацией и насилием, прямо запрещающее таковую по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности, принятию законов, явно запрещающих пропаганду вражды по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности, которую можно приравнять к проявлению дискриминации, агрессии и насилия, а также принять надлежащие меры к тому, чтобы все лица, в том числе ЛГБТ-правозащитники, могли безопасно пользоваться правами на свободу выражения мнений и свободу объединений без какой бы то ни было дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
В связи с этим мы крайне обеспокоены тем, что в проекте приказа Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан об утверждении методики возрастной классификации информационной продукции, причиняющей (не причиняющей) вред их здоровью и развитию, являющимся подзаконным актом к Закону РК «О защите детей от информации, несущей вред их здоровью и развитию», допущены формулировки ведущие к дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а, именно: “Пункт 5. Информация, запрещенная для распространения среди детей. а) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, демонстрация культуры общества ЛГБТ (ЛГБТ-сообщество, гей-сообщество, также ЛГБТ комьюнити и гейкомьюнити (от англ. LGBT-community, gay-community) — сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ), объединяемое общими интересами, проблемами и целями. Оно состоит из различных групп общения, общин, субкультурных течений, гей-кварталов и ЛГБТ-организаций)” .
Стоит отметить, что данная формулировка не соответствует тексту статьи 16 Закона РК “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” от 2 июля 2018 года “Общие требования к информации и информационной продукции для детей”, а именно пункту 2 статьи 16 «1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к суициду», который не содержит никаких упоминаний об ЛГБТ. Подобное расширительное толкование закона Министерством информации и коммуникаций РК не только является незаконным, но и создает условия для прямой дискриминации ЛГБТ-сообщества.
Помимо писем в указанные министерства «Феминита» подготовила обращение спецдокладчикам ООН со следующим текстом:
We have learned that the Ministry of Information and Communication of Kazakhstan has developed a draft “Methods for the age classification of information products that cause (or not) harm to children’s health and development” for implementing the Law of the Republic of Kazakhstan “On protecting children from harmful information to their health and development”. The text of this methodology allows discriminatory language based on sexual orientation and gender identity (SOGI). In particular, paragraph 5 of the methodology indicates: “Information prohibited for distribution among children: a) encouraging children to commit acts that threaten their lives and / or health, including harm to their health, suicide, demonstration of the culture of the LGBT society (LGBT community, gay community, also LGBT community and gay community (from English LGBT community (gay community) — a community of lesbian, gay, bisexual and transgender (LGBT) people, united by common interests, problems and goals)». LGBT rights defenders and activists are extremely concerned that classifying information on LGBT as prohibited for minors violates the rights of Kazakhstanis to freedom of expression and access to information. It discriminates and stigmatizes LGBT people who live in Kazakhstan. The language of the methodology in all is unequivocally discriminatory, homophobic and transphobic in nature and follows the false, anti-scientific and long-refuted ideas on SOGI.
Региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) в Центральной Азии Рышард Коменда поднял данный вопрос перед казахстанскими чиновниками и иностранными делегатами_ками в рамках его миссии в Астану, выразив озабоченность очевидным несоответствием между проектом приказа и обязательствами Казахстана по международному праву.
Кроме того, различные посольства обратились в Министерство информации и коммуникации РК, выразив свою озабоченность о подзаконном акте, который может привести к дискриминации по признаку СОГИ.
Три специальных докладчика по вопросам поддержки и защите прав на свободу мнений и выражения Дэвид Кае (David Kaye), прав человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Дайниус Пурас (Dainius Pȗras), по ситуации с правами правозащитников_ниц Мишель Фрост (Michel Forst) и независимый эксперт по защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности Виктор Мадригал-Борлоз (Victor Madrigal-Borloz) отправили коммуникацию в Казахстан.
Позже на сайте Open.Egov.kz были опубликованы проекты подзаконных актов для публичного обсуждения: Об утверждении правил и методики присвоения информационной продукции знака возрастной классификации, Об утверждении требований к знаку возрастной классификации, где отсутствовали тексты прямо дискриминирующее ЛГБТ-сообщество.
К сожалению, в нашей стране практикуется дискриминация граждан через подзаконные акты. Текст закона может не содержать прямую дискриминацию по какому-либо признаку, но через приказы в министерствах, которые вводят в действие законы, могут быть приняты подзаконные документы, которые в конечном счете приведут к ущемлению прав человека. Случай с данным подзаконным актом является одним из таких примеров.
Авторка Гүлзада Сержан
4 comments
[…] адвокационная работа по предотвращению принятия дискриминирующих ЛГБТИК подзаконных актов к Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» на национальном и международном уровнях […]
[…] писали о возможности принятия дискриминационного […]
[…] писали в 2018 году о возможности принятия дискриминационного […]
[…] писали ещё в 2018 году о возможности принятия […]