Слушай, это не по ценностям!

Сексизм он и в рекламе, увы, сексизм. Глава Choсofamily Рамиль Мухоряпов рассказал 24 августа 2017 года в Алматы о холдинге Choсofamily и его принципах. Выступление проходило в Arba Wine и было рассчитано на предпринимательскую аудиторию. Что нисколько не помешало мне как феминистке от имени феминистских инициатив и организаций в Казахстане Stop sexism KZ, Феминита, ФемАстана, Казфем, Немолчи.кз и TEDxAbayStWomen прийти на мероприятие в качестве участницы и задать вопросы. До этого мы выложили в соцсети Открытую петицию, в которой призывали Рамиля Мухоряпова и Николая Мазенцева принести публично извинения за сексистский ролик со стюардессами и удалить его из Интернета. Поскольку ответ мы до сих пор не получили, нам было интересно задать главе Choсofamily те самые “неудобные” вопросы напрямую.

Как признался один слушатель из зала, он не ожидал увидеть или услышать феминистку, которая говорила без агрессии и не принесла с собой плакат (!). Конечно, мы же все под одну гребёнку, а ещё брызжем слюной, заводим 40 кошек, живём в одиночестве и прочее-прочее. Я так же не ожидала, что критика ролика тронет за живое Рамиля. Какими принципами руководствовалась компания?


Источник: https://www.youtube.com/watch?v=l3iIYsH0JWk

“Когда мы снимали рекламу, то ни о каком сексизме речи не было! – рассказывал бизнесмен. – Мы сняли ролик для того, чтобы показать весёлых хороших девчонок и парней, которые подчеркивают то, что у нас на сайте голые цены. Мы не видим в ролике ничего сексистского. Для меня когда шквал критики начался, я нашёл информацию в Википедии, для меня стало важно до конца понять, что такое сексизм, объективизация. Когда начал читать, то понимание, которое есть у меня выражается так: сексизм – это унижение по принципу пола, неравноправие в правах тех или иных людей и мне кажется ролик об этом не говорит. Кого мы унизили в этом ролике? Кого мы опасались? Уятменов, но мы согласились с этим риском. Мы понимали, что реклама провокационная, но мы не ожидали никаких обвинений в сексизме и мы не согласны с ними до сих пор. Если бы мы были согласны, среагировали должным образом. Мне интересно по-настояшему сесть с кем-то, кто разбирается, и пообщаться. Чтобы нам обосновали, что реклама сексистская и если я поверю и ребята поверят, то проблем нет, мы извинимся и всё сделаем. Но пока не понимаем, то это было бы странно под неким нажимом менять свою точку зрения”.

Получается интересная ситуация. В Интернете на сегодня доступны не только странички свободных энциклопедий (на которые ссылаться не всегда прилично – потому что автором_ркой статьи может быть любой человек, грубо говоря от профессорки в Астане до сантехника в Москве), но и сайты с академическими и активистскими исследованиями. В этом многообразии главное не просто прочесть первые две-три статьи, важно действительно углубиться в тему, делать сравнения, искать материалы на английском языке. Например, я не могу назвать себя эксперткой по всем гендерным вопросам (хотя у меня была и есть возможность изучать квир-, гендерные теории, феминизм, историю активизма), но если вы спросите меня о женщинах в силовых видах спорта, сексуальности, кибернетическом теле, феминизме и активизме, я найду, что вам ответить со ссылками на доступные источники.

Я часто сталкиваюсь с тем, что мужчины просят объяснить им тот или иной вопрос “Как именно нарушаются права женщин?”, “Феминизм – это про ненависть к мужчинам?”, “Расскажите мне про дискриминацию”. Когда я купила мотоцикл Suzuki Savage LS650 я понимала, что мне нужно знать, как устроен двигатель, как заменить масло, как безопасно пользоваться тормозами и т.д. Я не просто гуглила эту техническую информацию, мне приходилось постоянно спрашивать механиков о том или ином вопросе, уточнять детали, писать себе заметки, искать запчасти самостоятельно, искать сканы старых журналов. Я не бросила мотоцикл со словами: “Это так сложно! Я не уверена, что разберусь, а потому не буду на нём ездить”. Really? Феминистки почему-то должны не только заниматься своей деятельностью, но и объяснять каждому, кто заблуждается или не понял, в чем именно пробелы этого непонимания. Вообще-то на это уходит время и ресурсы. Если вы не понимаете вопрос, зачем настаивать на своей правоте?


Let Me Google That For You – http://lmgtfy.com/?q=sexism

Извините, но у меня ещё цитаты. “Я до сих пор считаю, что я феминист. Я не вижу, в чём мы ущемляем права женщин. Мы всячески стараемся этого не делать. У нас внутри в душе такого мотива нет”, – говорил Рамиль Мухоряпов. То есть показывать обнажённых женщин с пилотками, как бы ни на что не намекая, это очень здорово и несексистски? То есть представлять женщин как сексуализированный объект, это очень круто и несексистски? Феминистская критика в данном случае связана не с показом наготы тела, здесь для зрителя_льницы представлен “набор” наготы женщины, которая, во-первых, представлена в очень ограниченном образе (макияж, конвенционально феминные тела, тип причёски – словно перед нами реклама куклы Барби), в ограниченной телесности (все как на подбор модели?). А есть ли в этом зауженном образе женщин место всему разнообразию женщин – женщинам с разными телами, причёсками, голосами, без макияжа, разного роста, веса, мускулатуры?

Создавать провокации на сексизме никак не по ценностям.

P.S. Рамиль Мухоряпов записал мой сотовый. Мы должны вот-вот встретиться с ним и его командой travel. Надеюсь, это были не просто слова.

Жанар Секербаева,
соосновательница Казахстанской феминистской инициативы “Феминита”

Алматы

  • Share post

Казахстанская феминистская инициатива "Феминита" - низовой квир-феминистский коллектив, ставящий целью создание и укрепление прав женщин и активистских сообществ, способных внести изменения в социальную, политическую, экономическую и культурную сферы для наиболее угнетенных групп населения Казахстана (лесбиянки, бисексуалки, квир, женщины-инвалиды, женщины в секс-работе). «Queer» (квир) в нашей целевой группе выступает в качестве зонтичного термина, который включает в себя всех женщин, которые оказываются вне половых и гендерной идентичности.