Казахстану рекомендовали включить защиту ЛГБТ-сообщества в существующую антидискриминационную правовую базу.
(11 июля, Женева) Комитет ООН по правам человека после рассмотрения альтернативных докладов казахстанских НПО вынес свои заключительные замечания ко Второму периодическому докладу Республики Казахстан о выполнении страной своих обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП). Замечания усилили и актуализировали вновь предыдущие рекомендации о включении сексуальной ориентации и гендерной идентичности в качестве запрещенных оснований для дискриминации.
Рассмотрение очередного периодического доклада Республики Казахстана прошло с 20 по 23 июня 2016 года, где члены Комитета ООН по правам человека также встретились с представителями казахстанских правозащитных НПО. На встречах правозащитники поднимали вопросы пыток в тюрьмах, судебной реформы, деятельности адвокатов, а также свободы мирных собраний.
Соосновательница Казахстанской феминистской инициативы “Феминита” Жанар Секербаева выступила с отчетом по ситуации с правами ЛГБТ в стране. Докладчица рассказала о системных нарушениях прав человека на основе ее_его сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности (СОГИ). В частности, она акцентировала внимание на унижающие достоинство процедуры, которые вынуждены проходить трансгендеры — принудительная стерилизация и 30-дневное пребывание в психиатрическом заведении. Все это необходимо для юридического признания гендерной идентичности трансгендеров. Нужно отметить, что процедуры, принятые в Казахстане, являются самыми худшими в мире и в регионе. Комитет ООН рекомендует в своих заключениях, что “необходимо пересмотреть процедуры с операциями по смене пола с целью обеспечения их совместимости с положениями Пакта” (параграф 10 заключительных замечаний).
Жанар Секербаева также поднимала вопросы дискриминации и преступлений на почве ненависти по признаку СОГИ. Всем известны случаи увольнения женщин-пограничниц в Атырау, полицейского-трансгендера в Алматы или убийство мужчины-гея в Усть-Каменогорске, когда в судебных приговорах не было ни слова о реальных мотивах правонарушителей. Исследования ситуации ЛГБТ-сообществ в Казахстане показывают, что множество случаев нарушения прав, дискриминации или преступлений на почве ненависти в отношении ЛГБТ не принимаются к расследованию и, соответственно, ненаказанными. Комитет ООН рекомендует в своих заключениях, что “государству-участнику следует также обеспечить, чтобы ни одна из форм дискриминации и насилия в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности не допускалась, и что такие случаи надлежащим образом расследовались и были санкционированы”.
Также Комитет ООН обеспокоен тем, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Казахстана, большинство преступлений по насилию в отношении женщин случаев подпадают под категорию “частного” и “частно-государственного” обвинения и расследования могут возбуждаться только по официальной жалобе потерпевшего, и с некоторыми исключениями, уголовные дела в таких случаях могут быть разрешены по примирению сторон.
“Феминита” и ее союзницы расценивают рекомендации Казахстану как победу не только личную и активистскую, но и как возможность расширения для других неправительственных организаций своей повестки. “Феминита” не намерена останаливаться на достигнутом. Нашей конечной целью станет создание антидискриминационного законодательства Казахстана и включения СОГИ как запрещающего признака для дискриминации. Полученные рекомендации станут важным связующим звеном, которое позволит “Фемините” и союзницам начать конструктивный диалог с правительством Республики Казахстан в области равенства и принятия многообразия жизни и идентичностей.
Дополнительная информация (цитируется по документу):
Заключительные замечания ООН ко второму периодическому отчету Республики Казахстан о выполнении своих обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах:
Равенство и недопущение дискриминации
9. Комитет обеспокоен тем, что существующая антидискриминационная правовая база неправильно определяет дискриминацию, не обеспечивает эффективные средства защиты жертвам дискриминации. Комитет также обеспокоен сообщениями о дискриминации и насилии в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, о недостаточной защите, предоставляемой ЛГБТ в рамках существующей нормативно-правовой базы, а также о жестких условиях, устанавливаемых для операций по изменению пола (ст. 2 и 26).
10. Государству-участнику следует обеспечить, чтобы его антидискриминационный правовая база: (а) прямо перечисляла сексуальную ориентацию и гендерную идентичность в качестве запрещенных оснований для дискриминации; (b) обеспечивала адекватную и эффективную защиту от всех форм дискриминации, в том числе в частной жизни; (c) запрещала прямую, косвенную и множественную дискриминацию в соответствии с положениями Пакта и другими международными стандартами в области прав человека; (d) обеспечивала доступ к эффективным и надлежащим средствам правовой защиты для жертв дискриминации. Государству-участнику следует также обеспечить, чтобы ни одна из форм дискриминации и насилия в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности не допускалась, и что такие случаи надлежащим образом расследовались и были санкционированы. Необходимо пересмотреть процедуры с операциями по смене пола с целью обеспечения их совместимости с положениями Пакта.
Весь текст заключительных замечаний можно скачать здесь.
Фото Татьяны Чернобыль (117-я сессия Комитета по правам человека ООН, Женева)