В библиотеке Амстердама открыта редкая выставка лесбийских изданий под названием «Whisper Their Love…». Большая часть экспозиции состоит из книг издательства Gold Medal Book. Все это можно увидеть до 30 апреля этого года.
Видео о выставке (говорю мало, больше показываю) —
Самый примечательный факт — Gold Medal выпускало книги с лесбийской тематикой, которые были написаны женщинами-лесбиянками. В отличие от других издателей, привлекавших авторов-мужчин, использовавших женские или негендерно специфичные псеводнимы.
Одной из популярных авторок была Тереска Торрес (Tereska Torres). Она буквально вызвала сенсацию романом «Женские бараки», который был опубликован в 1950 году. Она описала свой опыт службы в Свободных Французских силах в Лондоне во время Второй мировой войны. Было распродано четыре миллиона экземпляров только в США и это несмотря на осуждение Специального Комитета по порнографическим материалам (Select Committee on Current Pornographic Materials). Произведение вызвало «бурю» из-за откровенных лесбийских сцен.
Успех лесбийского чтива был вызван и тем, что оно было адресовано мужчинам. Хотя в то же самое время редакторка издательства Fawcett Мариан Микер (Marijane Meaker) получала сотни писем от женской читательской аудитории, подтверждавших интерес. Ведь это была единственная литература с лесбийским контентом, поскольку до этого приходилось читать между строками и игнорировать гомофобную и моралистскую cюжетную линии. Согласно писательнице Энн Беннон (псевдоним Ann Bannon; ее настоящее имя Энн Уэлди), золотая эра лесбийского писательства — время 50-х и 60-х. Кстати, сама Беннон в 1957-1962 годах написала пять романов, объединенных в серию «Хроники Бебо Бринклер» (The Beebo Brinkler Chronicles).
Отдельного внимания заслуживает и обложка. Пока некоторые издатели пытались «смягчить» обложки, в целом же они становилось все более провокативными в ранние 1960-ые годы. Даже можно было выявить закономерность — чем неприличнее была обложка, тем больше контент не оправдывал ожидания читателей, жаждущих трепета. Женщин часто рисовали в самом худшем свете. Наиболее распространенные клише: лесбиянки привязаны к порочному, развращенному контексту или незаконной активности; часто их запечатлевали как сексуальных хищниц; лесбийство связывали с сатанизмом, садизмом, мазохизмом, оргиями, вуайеризмом, черной магией. Два из самых широко распространенных стереотипа: 1) женщины без мужчин становились лесбиянками и 2) одна девушка/женщина могла одна развратить любое количество невинных девушек. Издатели и художники-иллюстраторы любовались изображением лесбиянок в тюрьмах, женских организациях, общежитиях, так и ждущих соблазнить свои новые жертвы.
В написании материала была использована книга Jaye Zimet. Strange Sisters. The Art of Lesbian Pulp Fiction 1949-1969 и материалы IHLIA. К сожалению, авторка умерла еще в 2004 году. Она была страстной коллекционеркой лесбийской прозы.
Жанар Секербаева