«Феминита» продолжает адвокацию по АДЗ

12 марта 2020 года в Женеве состоялось рассмотрение и принятие окончательных итогов обзора Универсального периодического обзора (УПО) 14 стран, включая и Казахстан во время 43-сессии Совета по правам человека.

«Феминита» при поддержке ILGA World зачитала заявление по рекомендациям, касающихся сексуальной ориентации и гендерной идентичности (СОГИ). Ранее мы сообщали, что в третьем цикле УПО Казахстан получил 11 рекомендаций от 10 стран-участников ООН относительно СОГИ и ЛГБТ+ сообщества.

Из 11 рекомендации Казахстан принял только одну:

“Гарантировать предоставление благоприятных условий для деятельности гражданского общества, активистских групп и правозащитников_ниц, работающих по защите прав ЛГБТИ-людей (Чили)” (п.139.48)

Остальные 10 рекомендаций касались принятия всеобъемлющеего антидискриминационного законодательства (АДЗ), которое включало бы такие защищаемые признаки, как сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Эти 10 рекомендаций наше государство приняло только к сведению. Принятие к сведению означает, откладывание на неопределенный срок защиту от дискриминации граждан_ок Казахстана, в том числе и людей из сообщества ЛГБТ+. Итак, почему же нашему современному и демократическому государству были даны такие важные рекомендации?

Анализ национального казахстанского законодательства обнаружил, что оно (1) не имеет адекватного определения дискриминации, (2) не устанавливает четкую причину действий для женщин, испытывающих дискриминацию и (3) не предусматривает средства правовой защиты в случаях дискриминации. При отсутствии комплексного антидискриминационного законодательства, Казахстан не может выполнить свои обязательства по статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Конвеции по ликвидации всех форми дискриминации в отношении женщин. Нет явного запрета дискриминации на основании СОГИ в соответствии с национальным законодательством.

В нашем заявлении мы приветствовали принятие одной рекомендации и выразили сожаление об отказе принятия антидискриминационного законодательства, принятие которого поддерживали страны-участницы ООН. Также мы отметили, что готовы продолжать работать совместно с государственными органами над принятием всех рекомендаций касательно СОГИ.

Хотим отметить, что совместно с другими правозащитными организациями в 2018-19 годах мы разработали и передали государственным органам «дорожные карты» (рекомендации 25 и 26) о принятии антидискриминационного законодательства и информировании населения о формах дискриминации:

В 25-ой рекомендации мы предлагаем государству «Осуществить обзор и пересмотр действующего законодательства Республики Казахстан в целях приведения его в полное соответствие с положениями Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в том числе с положениями пунктов a) и b) статьи 4, а также с рекомендацией 10 Заключительных замечаний КПЧ ООН ко второму периодическому докладу Республики Казахстан, и принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, которое бы включало определение прямой и косвенной, а также многократной дискриминации, как это предусмотрено в пункте 1 статьи 1 Конвенции и, в частности, прямо указывало сексуальную ориентацию и гендерную идентичность граждан Республики Казахстан в качестве одних из запрещенных оснований дискриминации. В законодательстве должна быть также закреплена ответственность должностных лиц за нарушение равенства и дискриминацию по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места рождения».
В 26-ой рекомендации мы призываем государство «Повысить уровень информированности населения о праве на недискриминацию и обеспечить, чтобы существовали эффективные средства правовой защиты с открытым к ним доступом для жертв дискриминации, а малочисленность жалоб не была результатом неинформированности потерпевших о своих правах или ограниченности их финансовых средств либо отсутствия у них доверия к полиции или судебным органам или же недостаточно внимательного или чуткого отношения властей к случаям дискриминации».

Гүльзада Сержан

Фото UN Web TV

  • Share post

Со-основательница Казахстанской феминистской инициативы "Феминита", правозащитница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *